Московские власти вновь озаботились проблемой нелегальных извозчиков – накануне Госавтодорнадзор направил в Департамент транспорта предложение создать в столице сеть штрафстоянок для арестованного транспорта. Таким образом, «бомбилам» будут грозить не только стотысячные штрафы, но и конфискация автомобилей в залог их уплаты. По словам заместителя начальника центрального управления Госавтодорнадзора Андрея Ушакова, подобная жесткая мера необходима: большинство таксистов, работающих без лицензии, - иностранцы, легко уклоняющиеся от уплаты штрафов. Но, по мнению ряда экспертов, новые ужесточения едва ли нанесут столичным «бомбилам» ощутимый урон, зато поставят под удар добропорядочных водителей и пассажиров.
«С начала 2013 года по решению суда таким «предпринимателям» были выписаны штрафы на общую сумму в 3,5 млн. рублей. А в казну поступило только 350 тыс. рублей, - цитируют «Известия» Ушакова. - Разыскивать нарушителей и взимать штрафы крайне сложно, потому что большинство перевозчиков уклоняются от их уплаты, а поскольку многие из них не являются гражданами России, установить их местоположение иногда просто невозможно».
По его словам, арест транспортных средств нелегальных таксистов уже прописан в действующем Административном кодексе, но на практике применяется редко – большинство штрафстоянок, куда направляются автомобили для устранения выявленных неисправностей, не обладают правом хранить арестованный транспорт.
«Красная цена «Жигулям» - 20 тысяч рублей, не будет он их выкупать за 100»«Первый раз водителя без лицензии штрафуют на 50 тыс. рублей, за повторное нарушение ему грозит штраф до 100 тыс. и арест авто. Если бы было место, где хранить арестованные автомобили, их бы реально изымали, а поскольку без машины работать невозможно, штрафы пришлось бы выплатить и большее количество водителей решили бы получить лицензию хотя бы потому, что это дешевле, чем платить штрафы с риском остаться и «без колес», и без дохода», - отмечает замначальника центрального управления Госавтодорнадзора.
Охота на ведьм: частных извозчиков прогонят отовсюду
У упрямых водителей будут отбирать автомобили
Сажать людей в машину станет в 10 раз опаснее
Однако президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин убежден, что «бомбилы» не будут выкупать свои автомобили из «долгового плена», а саму идею ужесточения наказания он считает заходом не с того конца: «Бесполезная затея. Сколько было уже разговоров вокруг такси, целый закон приняли – и все зря. Заставить людей легализоваться вообще непросто: дело в том, что если ловить «бомбилу» 1-2 раза в год, то это все равно ему дешевле выйдет, чем постоянно платить государству налоги. Задержат машину – да и бог с ней, красная цена его «Жигулям» 20 тысяч рублей, не будет он их выкупать за 100 тысяч».
«Не с того конца заходят: вместо того, чтобы развивать в людях культуру потребления, у нас наказывают таксистов, - отметил юрист. - Почему немцу, чеху или даже поляку никогда не придет в голову сесть в машину к бомбиле? Они просто считают это ниже своего достоинства. Надо создать условия, когда человеку будет легче заказать красивое и безопасное официальное такси – тогда он и не захочет ездить с необразованными таджиками на кривых «шестерках».
«Драконовские меры, огромные штрафы всегда дают обратный эффект. Это же так просто понять: если штраф маленький, 1-2 тысячи рублей, то контролеру выгоднее принести в конце дня побольше протоколов – его за это премируют на работе. Если же штраф 50-100 тысяч рублей, ему становится гораздо выгоднее договариваться с нарушителями – окучил пару человек, и работать не надо», - заключил эксперт.
Промахнувшись мимо цели, московские власти могут больно ударить по добропорядочным автомобилистам, изредка подбрасывающим до метро приглянувшихся пассажиров. По словам координатора «Синих Ведерок» Петра Шкуматова, именно обычные водители – на хороших автомобилях и платежеспособные – станут основной мишенью для контролеров: «Представим себе ситуацию: стоит блондинка в короткой юбке и «голосует». Вы не бомбила, не таксист, но обязательно остановитесь, чтобы подбросить до метро понравившуюся девушку и взять номер телефона. Но она вместо телефончика вам сунет под нос «корочку» - и с вас 50 тысяч рублей штрафа. Вот в чем опасность – борьба с нелегальным извозом, который представляет реальную проблему, превратится в сравнительно честное отжимание денег у совершенно законопослушных водителей».